Вчера наконец-то прочла новую книгу В.Ю. Панова Наследие Великанов.
И как обычно, вся книга – это одно сладкое, динамичное путешествие в куда-то рядом, но в куда-то реально-фэнтезийное и прекрасное. По-своему, прекрасное, разумеется, ибо есть интриги, предательства, убийства – да будет славен талант Панова создавать сволочных героев и заставлять нас их любить. Эмоции немного улеглись за ночь, но я все еще прибываю в умиленно-возбужденном состоянии, поэтому логика мышления слегка не успевает за парящими в облачках мыслями. Но, как говориться, я постараюсь выступить кратко и по существу.
читать дальшеЧто НЕ понравилось (начнем с пинков):
Во-первых, ооочень много Красных Шапок. Ну просто до неприличия. Я не являюсь их поклонником, и могу выдержать от силы две страницы дикарского безобразия даже при всей чудесности языка Панова. Да, Южный Форт был относительно важен для сюжета. Да, Вадим Юрьевич высказал все, что он хотел про Собчак… ой, то есть про Сопляк. Да, шасы спасли общую линию с Шапками, нооо… Но это было прям неуважительно к читателям. Вся книга заворачивается вокруг такого грандиозного события: масаны планируют убить Сантьягу, устроить Кровавое Воскресение Дубль 2, Ярга якобы в Цитадели, Князь бегает по пещерам, советники интригуют против комиссара, Франц де Гир… а Франца де Гира нет вообще. Даром, что герой предыдущей книги. Отораторствовался. Короче, неужели нельзя было сделать книгу немного поплотнее в плане основного сюжета? Да, с одной стороны, все было элементарно просто, никакой супер-интриги не планировалось, но были моменты, которые, на мой взгляд, можно было бы и осветить получше. За счет Красный Шапок, мля.
Во-вторых, ввиду всего перечисленного книга выглядит слегка неполноценно. Ее нельзя воспринимать без отрыва от предыдущих частей, обычно за Пановом такое не водилось. И да, я понимаю, что последние книги вертятся вокруг Ярги, но у меня легкое ощущение того, что я уже несколько лет читаю одну и ту же книгу, каждый раз покупая новую главу.
В-третьих, Сантьяга слишком добрый. Нет, мне нравится, когда он позволяет себе эмоции. В этом весь он. В этом его огромное отличие от других навов, которые всегда очень отстранены и холодны у Панова. Но в этой книге комиссар прям слегка дает слабину. Да, понятно, что он переживает смерть Сусанны, и, возможно, не будь Ярги, он бы позволил себе погоревать, но не прям вот в ходе операции. Разумеется, на совещании комиссар был героем, но Сантьяга-Несколько-Книг-Назад был бы более собранным и морально поимел бы всех этих кардиналов не по одному разу.
В-четвертых, зачем был нужен этот постоянный акцент на нерушимом слове комиссара? В книге упоминается раз пять-семь, что Сантьяга держит слово. Ну спасибо, капитан очевидность. Хотя мы с вами прекрасно знаем, как комиссар умеет находить лазейки, когда надо. Ибо семейное воспитание плюс природная вредность.
В-пятых, где Боженька??? Панов в курсе, кто у нас главный секс-символ Тайного Города? Нет? Тогда я ему сообщу.
На этом мое недовольство заканчивается. Что можно отнести к несомненным плюсам:
Первое – советники! Советники не просто постояли в тенечке, а успели обзавестись записными книжками, провести эксперименты, поссориться, скооперироваться с Князем за спиной комиссара и просто побыть великолепными. И все это на глазах у нас, читателей, а не в моем больном воображении. Правда, их было всего двое. Куда делся третий – не понятно. Но хоть на том спасибо, господин Панов, раскрытие навских персонажей безумно ценно.
Второе – Мы узнали много нового о семье Масан. Оказывается, они еще те затейники – коров разводят, в роду имели великанов. Действительно, очень интересные факты открываются, любители вампиров прям должны воодушевиться – это же какой простор для фантазии! Вот только любопытно, если коровой у вампира служит не девушка, а парень, то он тоже корова? Или все-таки бык? … эм, бычок?
Третье – матриархат. Книга была просто пропитана матриархатом: тут тебе и главная героиня, та, которая Анна, и Шера, убивающая обидчиков, великолепная Фатма, и Сопляк с Маманей, и постановление Зеленого Дома, что мол теперь матриархат будет цвести и в вассальных семьях. Не то, чтобы я поклонница женской власти, ибо Князь – мое все, но Тайный Город в основном управляется мужчинами. И дело даже не в навах и чудах, у которых на месте женщин сплошное недоразумение, а вообще всеми колоритными персами были всегда мужчины за небольшим исключением. Даже слегка обидно было. И пусть эта книга не спасла ситуацию, но зато она по праву может считаться самой либеральной книгой серии Тайного Города!
Четвертое – как же было приятно окунуться в атмосферу Тайного Города! С его жестокостью, непредсказуемостью, драйвом, вопиющей несправедливостью, магией и отвагой. Я очень скучала. Скучала по всему этому безумию, которое разворачивается на улицах Москвы. Реальной Москвы, где я живу, где я могу пройти по этим улицам, это очень захватывающе. И еще Панов мастер «разбросанного повествования», когда мелкие, но важные детали потом сплетаются в один удивительный коктейль. Вадим Юрьевич всегда доводит своих персонажей до финала. И в этой книге финал был красивым.
Пятое – Анна умерла. Если бы меня спросили, какого персонажа ТГ я ненавижу больше всего, я бы не колеблясь, ответила: Анна. Почему? Не знаю. Не то, чтобы я ее ненавижу, во мне формируется всегда какое-то отвращение, когда я читаю про нее. Может быть, дело в том, что я прочла «Все оттенки черного» в очень йунном возрасте, и это повлияло на мое восприятие, может быть, я просто никогда не верила, что она способна хоть на какие-то человеческие чувства, и считала ее животным. Быть в рабстве у Темного Двора ей очень даже шло. По крайней мере, она была под контролем, она была наказана на за то, что совершила. Хотя, в ТГ со справедливым возмездием очень туго, здесь оно свершилось хоть в какой-то мере. Правда, я слабо верю, что Сантьяга питал к ней какие-то дружеские чувства. Или вообще любые чувства. Ну просто потому, что «за что»? За красивые глазки? Если нет, то будь добры истории их дружбы, чтоб было понятно, а не это «поддержал за ручку, помог надеть плащик». Но умерла она красиво. Достойно. Немногим в ТГ посчастливилось так красиво умереть, да еще и на руках Сантьяги. После этого мое отношение к ней изменилось немного в лучшую сторону. Плюс, эта тема о желанном освобождении, которое принесла смерть… Трогательно, трагично и без пафоса. И я рада, что Повелитель Нави ее отпустил, по крайней мере, она умерла свободной. Живой, имхо, ей никто бы не дал свободу... А момент на крыше был очень сильным и чувственным. За такие сцены я готова терпеть Красных Шапок, да.
Шестое – у нас НЕ появилось очередного супер-чела! И комиссар, ой какой молодец, подстраховался с пробиркой. Я надеюсь, что он также подстраховался с генетическим материалом Анны.
Седьмое – Сдемир доигрался. Не особенно я верю в страдания этого сукина сына, но я рада, что он, наконец, оказался у Сантьяги под колпаком, а там может быть комиссар его использует и разменяет. Не велика потеря. Очень умилительно выглядели его потуги быть умнее Сантьяги, он прям тянулся изо всех силенок. И я с грустью вспомнила барона Мечеслава, вот уж кто мог попытаться обставить комиссара… ээх.
Восьмое – кульминация событий разворачивалась 3-го июля. Что, по удивительному совпадению, является моим Бёздником. Мелочь – я приятно.
Девятое – гарки эффектно спасли задницу Снежаны, заодно порубив в капусту этих противных девок, которых ввели в сюжет для мяса. Хотя вот вопрос, зачем эта курица себя так подставила? Спящий, если она в ближайшее время не обзаведется мозгами, ее даже Сантьяга не защитит. Если же, она возьмет себя в руки, то возможно трон Зеленого Дома достанется именно ей. Комиссару просто больше некого туда сажать. Да, девочка глупенькая, но силенки есть. Плюс она была очень верна Всеславе. А верность в ТГ - это большая редкость, и она должна вознаграждаться.
Что могу сказать по новым персам:
Шера не впечатлила. Просто психованная идиотка-наркоманка. Буторин – ну это вообще ниже плинтуса существо. Масанские кардиналы вроде как пытались что-то из себя представить, но не, мимо. Адриана Малкавиана жалко. Он мог бы быть колоритным персом.
А еще Панов "ударился" в толерантность. Столько намеков на гейскую тему... от начала книги до конца. И я на парочке моментов весьма прониклась, да. Но это, видимо, желание автора высказаться. Вообще любая книга - это есть высказывание автора на ту или иную тему. Панова часто ругают за политоту, мол зачем эту грязь приносить в Тайный Город? Но, извините, не нравится - не читайте, как говорится. Напишите что-нибудь получше.
Иии… хочу разобрать несколько цитат из книги, потому что текст был просто наслаждением для глаз и мозгов, а Панов был необычайно щедр на великолепную лирику.
"Непримиримые негромко загудели, однако вывести Сантьягу из себя Малкавиан не мог при всем желании: комиссар бесился только тогда, когда сам этого хотел".
Идеальный самоконтроль. И мне безумно хочется застать момент, когда Сантьяга захочет побеситься.
"Сантьяга великолепен в своей роли, но иногда забывает, что не всем нравится жить в пучине интриг. Забывает, что не всем отмерен его длинный срок и далеко не все хотят воевать до конца жизни. Сантьяга - великий, неповторимый дирижер, но иногда забывает о желании музыкантов. Такое редко, но случается. И тогда, если музыкант важен, я приглашаю его к себе. Объяснить... Поговорить..."
Слышать такое из уст Князя - дорогого стоит. И мне действительно интересно, не врал ли он насчет "важных музыкантов"? Что предлагал им Князь?
"Навы проводили ее холодными, как здешнее море взглядами".
Панов - король сравнений и метафор. Меня пробрало до мурашек.
"- Пещера не обладает разумом.
- А кто обладает, кроме Нави?"
Обожаю советников.
"И молитесь, истинный кардинал Бруджа, чтобы те принципы, которые иерархи вкладывали в Стрелы Тьмы после ухода первого князя, не дали трещину. Ибо они - единственное, что стоит сейчас перед Яргой и мировым господством. Навы не хотят большой войны. И пока это так - Ярга не сможет получить Землю."
Навы - великие пацифисты. Не серьезно. Те же чуды или люды на их месте уже бы улюлюкали и объявляли всем войну. Это к вопросу о том, почему я так люблю темных.
"- Я знаю, что вы будете меня помнить, комиссар, вы ведь помните всех...
- Всех, - подтвердил Сантьяга. - Я помню всех достойных".
И Сусанна и Анна будут жить через него.