«Он – это я, но я – это не он».
Нил Гейман
Нил Гейман
читать дальшеВ последнее время у меня очень мало возможности что-нибудь почитать для души, но по сравнению с годами моей каторги в универе, я за этот год просто обчиталась, что меня несказанно радует. И, конечно же, не бывает удовольствие от чтения полным, если не поделился впечатлениями об всем этом безумии, что я и собираюсь сделать.
Вчера закончила-таки «Американские боги» Нила Геймана. Никак не могу понять, какое ощущение оставила книга – удовлетворение, усталость или неопределенность?
Если говорить о книге в общих чертах: мне безумно понравилась идея, и заставило сильно поморщиться исполнение. Вообще, задумывались ли вы когда-нибудь о богах? Тех языческих богах, которые ушли в небытие с приходом основных религий? Где они сейчас? Вдруг, они живут среди нас?
В мире Геймана древние боги действительно ходят по земле, дышат, трахаются, напиваются, убивают, что самое странное – могут быть убитыми. Облюдились совсем, короче. Почему? Потому что человеки перестали их любить и помнить. И вот эти божественные бомжарики выживают как могут: работают таксистами, проститутками, могильщиками и прочими. Они ненавидят свою жизнь, презирают себя, но вот, чтобы поднять свою жопу и сделать что-либо… Нахуя? И где же их сила, их могущество? Автор туманно объясняет, что мол, боги питаются жертвами и молитвами, без них – они слабеют. И это то, с чем я в корне не согласна.
Я могу развести на эту тему обширную философскую демагогию, но для меня боги – это прежде всего стихии и концепты, например, земля, огонь, война, любовь, победа. Все эти понятия не исчезли, когда люди перестали их почитать. В наши дни мало, кто поклоняется солнцу, но от того, оно не взорвалось. Или люди по-прежнему могут любить, несмотря на то что хер, кто помнит Афродиту, и чем она отличается от Венеры. Есть еще теория, которую я также принимаю, она гласит, что боги – это сверхлюди, но даже если и так – «сверх» не подразумевает отката назад никак.
Короче говоря, мне пришлось смириться и жрать кактус. Но обо всем по порядку.
Главный герой, по имени Тень, сидит в тюрьме за преступление, которое не совершал. Место действия – Америка, есстесно. И да, клише. Автор поясняет, что Тень попал в тюрьму, дабы спасти свою любимую и обожаемую жену. От чего спасти? Зачем? При каких обстоятельствах? Это умалчивается. Но таки ему впаяли 6 лет тюрьмы, и вот он уже три года отсидел. Герой – здоровенная детинка, ростом под 2 метра и мускулами не обижен, но в душе – просто добрая лапочка. И когда он впервые попадает в это чудесное заведение, его сокамерником становится некий Ло’кий Злокозны.
Те, кто хоть немного знают скандинавскую мифологию или знакомы с марвел, сразу смекают, что это никто иной, как единственный и неповторимый, божественный и охуенный Локи Злокозненный, да будет славен в веках его рогатый шлем! Но нашему герою, разумеется, невдомек, с какой звездой он сидит в одной камере. Между тем «звезда» учит его, как выжить в тюрьме. Сразу вспоминается дэдпул 2 и зловредный пупс, который хотел «нагнуть самого большого здоровяка». Вот Тень тоже могли и не раз нагнуть, но Локи научил его жизненным примудростям и показал, как надо правильно писать в общественном туалете тюрьмы, чтобы тебя не обмакнули в писсуар.
Но вот радостная весть – нашего героя освобождают досрочно за хорошее поведение! Он счастлив, соскучился по любимой жене, лучший друг предложил ему работу у себя, все бы хорошо, но Тень чувствует нечто «необъяснимое», а какой-то сумасшедший заключенный сообщает ему доверительно за обедом, что мол, грядет буря. И за несколько дней до освобождения Тени сообщают, что его жена умерла. В автокатастрофе.
Главный герой – становится «вещью в себе». Молчит и ноль эмоций. Выходит из тюрьмы, добирается до дома, как раз успевает на похороны… и тут выясняется, что его дорогая и ненаглядная жены спала с его лучшим другом! И по совместительству с ним она и разбилась. Как? Ну они просто ехали в город, и она такая: «Слушай, Робби, я так счастлива, мой муж скоро вернется домой. Я безумно люблю его. Между нами все кончено. Давай я отсосу тебе последний раз?». Ну мужик, который вел машину, безмерно страдает, но сразу же соглашается. Она с чувством выполняемого долга нагибается, а он тем временем прибавляет газку, дабы ветерок нежно обдувал его лицо, пока она там с энтузиазмом лобызает его член. Но что-то пошло не так, и в один из «чудесных моментов острого удовольствия» мужик не справляется с управлением, и они оба разбиваются. Она погибает, как и была, с самым дорогим во рту. Как думаете, у какого бога может быть такое очаровательное чувство юмора? Догадайтесь сами. С трех раз, ага.
Герою, разумеется, эту историю рассказывают в подробностях. И что же он чувствует? Он в глубокой печали, но виду не подает. Кстати, надо сказать, что еще до похорон он встречает очень сомнительного мужика, который нанимает его на сомнительную работу. Тень, конечно же, соглашается – а чего терять?
Чтобы не мусолить события, обрисую сюжет вкратце: этот сомнительный мужик-работодатель не кто иной, как Один Всеотец, который недоволен тем, что древние боги живут, как крысы, а всем заправляют новые американские боги. Он собирает восстание. И, первое, что ему необходимо – это нанять Тень себе в телохранители. Мой фейспалм здесь был глубок и долог. Но ладно, худо-бедно они вдвоем собирают древних богов на битву. Те, ясен пень, не особо хотят: во-первых, лень, во-вторых, они боятся американских богов. Один негодуя. Сильно. Он не привык, чтобы всякие лепреконы и проституки посылали его на хуй и даже за бутылку медовухи не соглашались воевать. У Тени другие проблемы – его жена внезапно восстала из могилы и стала симпатичным зомби. Она преследовала своего мужа и спасала его задницу, видимо, заглаживая свою вину. Тень спрашивает ее, мол, Лора, почему ты мне изменяла? И эта женщина выдала гениальный ответ: «Я любила тебя, но ты был вроде как не живой. Ты был со мной и не со мной. Ты и сейчас не живешь» - и это говорит восставший труп. Чувствуете иронию? Но она продолжает: «А Робби был живым. Он любил смотреть в зеркало, когда трахал меня». Тут наш главный герой серьезно обиделся на это заявление и сказал, что больше не хочет ее видеть.
Но… кто же такие эти страшные американские боги и чем они отличаются от обычных? А все гениально просто. Они – технобоги. Они – боги машин, телевидения, гламура, бизнеса и денег. И вот уж кто-то, они живут припеваючи и упиваются людским вниманием. И это… Это чертовски классная идея Геймана, за которую я благодарна. Ибо, ну какие еще боги могли бы жить в Америке? Тем более, что эти технобоги на дух не переносили древних и хотели их истребить. Но древние боги, приехавшие в Америку с эмигрантами, несмотря на откровенно говоря херовую жизнь, уезжать не собирались. И воевать тоже.
Тогда Всеотец делает ход конем. Он дает технобогам себя убить и показать его смерть на всех каналах страны. И тут – О Чудо! – древние боги несказанно возмутились и начали собираться на великую битву. Между тем, главный герой и еще парочка богов забрали тело Одина, привезли его к священному ясеню, чтобы достойно проститься с ним. Ритуал прощения включал в себя бдение. А если по-простому, то весьма специфическое жертвоприношение. Человека подвешивали на дереве, где он должен был провисеть 9 дней и 9 ночей. Тень, разумеется, согласился «бдеть», хотя его и отговаривали, но он, припомнив обидные слова жены про «неживой», решил повисеть на дереве, чтобы доказать, что он живой. Его привязали аккурат над трупом и пожелали удачи. Так Тень понял, что он живой уже в первый же вечер. Но ненадолго, ибо вскоре он умер, что было весьма ожидаемо.
Умерев, он попал неожиданно в египетское царство мертвых, где узнал – о ужас! – страшную правду своего рождения. Один, оказывается, был его отцом. Но несмотря на это, его ждет египетский Анубис. Тень пытается возмутиться: он-то ждал святого Петра и Жемчужные ворота, а тут какой-то чел с головой шакала его будет судить!
Между тем, разворачивается масштабная подготовка к битве богов. Появляется бог, который раньше вообще в повествовании был не ногой, но который знает, что надо делать. Он уговаривает богиню Иштар оживить Тень. Та соглашается. И Тень, с новым, не пойми как полученным знанием из мира мертвых, спешит на битву, где…
… Где происходит еще одна неожиданная и непонятная херня. Но тут уж я не буду рассказывать вам концовку, ибо она была интересна, неожиданна и чудесна. Хотя и притянута за уши в некоторых местах. Тем не менее, все заканчивается хэппи-эндом. Жена Тени помирает окончательно, успев сыграть свою ключевую роль. Все счастливы.
И еще пара моментов, на которых я хотела бы остановиться. Древние боги были так себе. Это были даже не боги, а местная шушера, ибо среди них, кроме Одина, Иштар и Кали не было по-настоящему могущественных представителей мифологий: ни тебе Тора, ни Зевса, ни Перуна. Возможно, Нил Гейман сделал это специально: побоялся изобразить Зевса чикагским бомжом, чтобы ему потом не прилетело молнией в родничок. Ибо мстительность Владыки Олимпа – это уже давно притча во языцех. И ему все еще поклоняются, да.
Во-вторых, у автора прослеживается какая-то навязчивая идея, связанная с мочеполовой системой. Почти во всех непонятных ситуациях его герои ссут. Не в смысле «бояться», а в смысле – натурально писают. Причем и люди, и боги. Что это за «литературное недержание»? Или это просто сеньор «грязный реализм»?
В-третьих, многие моменты-завязки остались висеть ружьями на стене, которые так и не выстрелили, что было несколько печально.
И, подводя итог, хочу сказать, что книга своеобразна. Не дерьмо, как это могло показаться из моего пересказа, а весьма любопытная вещь. Я многие моменты и повороты сюжета опустила, а они были очень даже колоритными. Плюс, в книге много философии, сюрреализма, загадок, и единственное, что тебе остается – это принять вот этот авторский мир, который кажется очень далеким и близким одновременно. В нем нет супер-героев – ими сейчас никого не удивишь, но в нем есть откровения, загадочность, ответы и пища для ума.
Не могу сказать однозначно, порекомендовала бы я эту книгу или нет, но я однозначно не жалею, что ее прочла.